Как известно, на Западе весьма популярна идея брендирования городов. Каждый серьезный городской округ посчитает за честь заняться таким серьезным и денежным делом как брендинг. Ну а чем мы хуже? Вот и Воронеж, в целях развития и популяризации отечественного туристического бизнеса, пытается продвинуть идею «колыбели русского флота». Что необходимого для успешного старта и развития идея брендирования города в военно-морском направлении?
Конечно же, музей русского флота, дабы иметь полное право именоваться этаким «гнездом» русского флота, и оторваться от конкурентов — Санкт-Петербурга, Архангельска, Москвы и Переславля-Залесского. Поэтому 27 июля, в день праздника Военно-морского флота, на широких просторах водохранилища в Воронеже была испытана в «боевых условиях» модель (копия) российского линейного корабля, созданная при личном участии императора Петра Первого, Великого, под названием «Гото Предистинация». Как отмечают историки, это первое русское линейное судно было создано «без содействия иностранных мастеров».
«Колыбель русского флота»
Итак, в 1906 году рукой государевой было принято исторически значимое решение, сделавшее Россию державой морскою — «Морским судам быть». Таким образом, Воронежу есть чем гордится, поскольку нерегулярный флот существовал и до Петровских времен — на Руси умели строить струги, челны, корабли и ладьи. Тем более, существовало речное судоходство, на Белом море уже в шестнадцатом веке появились монастырские и купеческие судоверфи. Но, в государственном ключе за судостроение серьезно взялся император, потому и «колыбель русского флота» прочно ассоциируется с его именем.
Со школьной скамьи каждый помнит, что юный Петр Алексеевич с малых лет обожал кораблестроение и военное дело, ставшее не только делом государственной важности, но и пылким увлечением. Первые свои утлые кораблики будущий грозный император спускал на воду в верхнем комнатном саду своей матери – Нарышкиной Натальи Кирилловны, как раз в том месте, где позднее будет находиться столовая Кремлевского Дворца съездов. Сад был обустроен на крыше высоченного терема, и в небольшом пруду с гидроизоляцией, Петруша, неполных пяти лет от роду, успешно командовал отрядом из отпрысков знатных семей – боярских детей.
Первое взрослое плавание юного императора произошло в 1688 году. Шестнадцатилетний Петр нашел в закромах села Измайлова ветхий английский ботик и обомлел. Вскоре отремонтированное «судно иностранное» было испытано в действии на Яузе, а также на Измайловском пруду. А еще, спустя непродолжительное время, Петр, охваченный романтикой кораблей, под благовидным предлогом монастыря, сбегает из-под материнской опеки в Переславль. Здесь, на обширной акватории Плещеева озера, тайком строит свой первый, конечно, еще потешный, флот.
В конце семнадцатого века император учредил первую государственную верфь в Архангельской области, а также сосредоточил все свое государственное внимание на Воронежской верфи. Вервь в Воронеже — важнейший этап в истории отечественного судостроения, и в истории самого города.
«Божье Предвидение»
Название корабля «Гото Предистинация» — дикая смесь немецких и латинских терминов в грубой форме русской транскрипции. Проще говоря, корабль называется «Божье предвидение». Корабелами в ту пору в граде Воронеже работали «немцы» (т.е. европейцы). По истечении срока контракты император Петр закрыл выезд из города для европейских мастеров. Корабль «Гото Предистинация» не только первый отечественный корабль сделанный самостоятельно, без помощи иностранных мастеров. Это первый настоящий русский боевой корабль, с 58 пушками, сделанный по чертежу Петра Первого.
Путешественники, отдыхая на туристических базах Воронежа, вполне могут осмотреть теперь «современную копию» легендарного корабля. Судно сделано на основе гравюры, датированной 1701 годом. Все детали качественно проработаны, особенно точно деревянная скульптура на корме, изготовленная мастерами из Белоруссии. На палубе планируется организовать несколько кают с диорамами, рассказывающими об истории судоверфи. Обязательно установят фигуру императора Петра Первого с флагом.
Таким образом, корабельные мачты «Предистанции» внесут в обаятельность Воронежа свою изюминку и добавят ему собственного очарования. Конечно, для плавания, кораблю будет не хватать простора, ведь акватория водохранилища ограничена проходящей высоковольтной линией электропередачи. Но цель брендинга Воронежа выполнена, город приобретет обаятельность, романтическую обстановку парусов и истории. Прочувствовать на собственном опыте все прелести речной романтики, можно приехав в Воронеж, и взойти на корабль. А поселиться лучше всего за городом, например, в лесном отеле «Ежи». Живописная природа «Борского лесничества», комфортное размещение, кристально чистый воздух сделают ваше ознакомление с историей Воронежа не только легким, приятным, но и полезным.
Исторически судоверфь в городе возникла на берегу реки Воронеж, сейчас запруженной водохранилищем. Вообще место было довольно пустынным, помимо возведенного Адмиралтейства не было никаких «полезных заведений». На вопрос путников о том, где можно добыть пропитания местные жители отвечали чаще всего « вон ларек, два километра по набережной, и вон магазин, полтора в гору». Так что, единственным свидетелем зарождения русского флота стал Успенский собор, высившийся на окраине площади.
Но сегодня, благодаря чаяниям местной власти, все изменяется в лучшую сторону. Мэр Воронежа Александр Гусев, объявил о возможном создании здесь фуникулера, который свяжет Адмиралтейскую площадь (под горой) и центр Воронежа (на горе). «Пунктов приема пищи» также стало в разы больше, не в пример временам Петра. Так что, воссоздание такого корабля шаг серьезный, способный развить в области туристический бизнес и напомнить об исторической славе русского флота и великой эпохе Петра Первого.